Психолог разобрала наиболее характерные для подростков поведенческие реакции

Реакция отказа выражается в отказе от обычных форм поведения (контактов, домашних обязанностей, учебы). Причиной чаще всего может стать резкая перемена привычных условий жизни: отрыв от семьи, перемена школы, развод родителей.

Реакция протеста – в этом случае подросток ведет себя противоположно ожидаемому от него поведению: демонстративно храбрится, прогуливает занятия, сбегает из дома, осуществляет кражи.

Реакция имитации проявляется в подражании. У подростков объектом для подражания чаще всего становится взрослый, который теми или иными качествами импонирует его идеалам. Неслучайно стены в комнате подростков часто бывают увешаны фотографиями певцов, спортсменов, киногероев.

Реакция компенсации выражается в стремлении восполнить свою несостоятельность в одной области успехами в другой. Например, чаще всего правила поведения в школе и обществе нарушают «неуспевающие» подростки, которые пытаются добиться авторитета у одноклассников демонстративно-вызывающим поведением (например, ввязаться в драку, оскорбить одноклассника).

Реакция гиперкомпенсации обусловлена стремлением подростка добиться успеха именно в той области, в которой он наименее успешен. Так, физически слабый подросток настойчиво стремится к спортивным достижениям, а стеснительный и ранимый - к общественной деятельности.

Реакция эмансипации выражается в стремлении подростка к самостоятельности, к освобождению из-под опеки взрослых. При неблагоприятных условиях это может быть побег из дома, школы, аффективные вспышки против родителей, учителей.

Реакция группирования чаще всего проявляется тогда, когда подросток не чувствует, что близкое окружение (семья) его принимает. Он начинает самоутверждаться в подростковых компаниях, неформальных группах, тематических сообществах.

Реакция увлечения. В этом случае подросток находит какое-либо хобби, занятие, в которое уходит с головой. Оно становится очень значимым для ребенка. Любое непринятие этого хобби взрослым вызывает у подростка яркие эмоциональные вспышки (злость, раздражение, отчаяние, разочарование, грусть).

Стоит отметить, что проблемы во взаимоотношениях с родителями, конфликты с учителями – типичное явление для подросткового периода развития. Однако, взрослый важен и значим для подростка, ребенок по–прежнему нуждается в его любви, помощи, защите и поддержке.

Информацию подготовила медицинский психолог ОГБУЗ "ЦОЗиМП" Наталья Юрьевна Ионова

#ТомскаяОбласть #ОбластьЗдоровья #здравоохранение #подростки #психолог #ПоведенческиеРеакции